Александр Теребенин (1959–2021) – петербургский фотограф, художник и куратор. Начав вести активную творческую деятельность в 2000-х годах, он сделал своей главной темой «непарадную» сторону жизни Петербурга. Предмет внимания художника – не просто гибнущие исторические здания и руинированная архитектура, а их поэтизированный образ, сокрытый в тенях покосившихся заборов и узоре красочных кракелюров. В основе творчества Теребенина – то, что сам автор называл «городской археологией»: в неприглядных фрагментах петербургского пейзажа художнику удавалось обнаружить и запечатлеть те оттенки красоты бытия, которые обычно ускользают от торопливого человеческого взора.
По воле судьбы куратор выставки «Утраты. Александр Теребенин in memoriam» – художник Петр Белый, близкий друг Теребенина, – был с ним рядом в момент гибели Александра при съемках очередного заброшенного здания.
В истории галереи «Точка» имя Теребенина стоит в ряду тех фотографов, с кем мы начали сотрудничество в момент основания институции. Для нашей первой выставки «Ленинградский модернизм и постмодернизм. Взгляд из XXI века» (17 сентября 2020 – 15 февраля 2021) Александр сфотографировал здание общежития Адмиралтейского объединения (архитекторы: О. Романов, К. Шарлыгина, М. Хидекель, 1980).
Выставка памяти Александра Теребенина получила название «Утраты», и, конечно, главной из них стал сам художник. Утрата – это всегда потеря чего-то крайне важного. Она противоположна обретению, она окончательна и невосполнима, она есть fatum. В случае с новой экспозицией это еще и утрата во множественном числе, ведь речь, как всегда в галерее «Точка», идет об архитектуре города, которая существует в неизбежном цикле строительства и разрушения. Ход времени и жизни не остановить, но за каждой утратой неминуемо последует рождение нового. И в этом – красота жизни.
Петр Белый, куратор выставки «Утраты. Александр Теребенин in memoriam»:
«Главной утратой стал сам художник Александр Теребенин, трагически погибший три года назад в одну из своих вылазок на разрушенный завод. В подобных случаях всегда думаешь о том, что он бы мог сделать еще так много и как беспощадна жизнь. Время в творчестве Александра Теребенина, которое как бы остановлено и часто развернуто назад, казалось бесконечным, в отличие от его личного времени, которое оборвалось внезапно. Хрупкость мира души наталкивается на брутализм реальности, катком размазывающей без разбора – всё и всех. Тонкость мировоззрения Александра Теребенина заключалась в некоторой отстраненности от вселенского ужаса, умении взглянуть с теплотой на отсутствующего героя, оставившего следы присутствия, или на обессмысленные знаки беспощадной эпохи.
Предметом внимания у Теребенина часто становится изначальная чистота явлений, будь то блестящий осколок зеркала или кусок неба, классическая геометрия арки, плавность окружности, хоть и оскверненная вторжением жизни, некий пластический исток, то, что не подчиняется грубому миру».
Владимир Фролов, куратор галереи «Точка»:
«Александр Теребенин был тонким художником и фотографом, чье творчество близко каждому настоящему петербуржцу. Его снимки – это размышления одинокого путника, человека, ищущего смыслы, как бы затерянные в пространстве города. Теребенин учит внимательно вглядываться в, казалось бы, незначительные детали архитектуры, видеть в малом большое. Учит ощущать ход времени как процесса, который полон неизбежных утрат, но всегда оставляет нам возможность выбрать и сохранить фрагмент реальности: миг, впечатление, случайное свидетельство жизни».
Выставка продлится с 11 мая по 29 июня 2024 года.
Открытие выставки состоится 8 мая (среда) в 19:00 по адресу:
Санкт-Петербург, ул. Маршала Тухачевского, 31, 2 этаж.
(Библиотека и арт-резиденция ШКАФ)
Вход свободный, по регистрации
Сайт фотогалереи «Точка»:
gallerytochka.ru
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.