Более 100 лет назад Александр Николаевич Бенуа в тексте «Живописный Петербург» призывал художников увидеть и вдохновенно изобразить красоту Северной столицы. Работы Лансере, Остроумовой-Лебедевой, Добужинского и самого Бенуа запечатлели уникальный характер набережных, проспектов и площадей начала XX века в городе на Неве, сформировав в российской культуре представление о том, что мы сегодня называем «петербургским стилем». Ленинградский же и постсоветский периоды дополнили тот визуальный ряд новыми произведениями, а сама здешняя застройка приобрела иные, еще не до конца исследованные черты. Проект «АРХИКАДР-III. Петербургский дом» посвящен изучению эстетической специфики этого многоликого, но в то же время неизменного города.
Выставка является продолжением проектно-исследовательской лаборатории «Петербургский стиль в архитектуре и дизайне», организованной издательским домом «Балтикум» и Фондом поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга весной 2025 года. Один из результатов работы лаборатории – список архитектурных объектов Северной Венеции, оцененных в качестве образцовых экспертами из профильных сфер. «АРХИКАДР-III» продолжил это исследование, но уже при помощи искусства фотографии.
Первым этапом проекта «АРХИКАДР-III. Петербургский дом» стал открытый open call для фотографов и представителей других творческих профессий. Задача участников состояла в том, чтобы не только продемонстрировать свое владение искусством композиции и колористики снимка, но и самостоятельно поразмышлять о специфике и характере архитектуры города на Неве, предложив пять зданий в качестве образцов «петербургского стиля». На первом этапе было подано 30 заявок. В результате экспертный совет выбрал 10 финалистов, среди которых в дальнейшем были распределены 10 объектов для съемки, наиболее популярных среди предложений первого этапа.
В ходе второго этапа финалисты создали серии фотографий «петербургских домов», а также выполнили текстовое задание, поделившись размышлениями о «петербургском стиле» и о предмете своей съемки. Для экспозиции в галерее «Точка» было выбрано по две фотографии из каждой серии: эти снимки образуют диптихи, посвященные тому или иному архитектурному объекту.
«Исследовательский проект, который мы ведем совместно с Фондом поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, посвящен не только самому городу на Неве, но и тому, как формируется наше о нем представление, из чего состоит образ “четвертого Рима” сегодня. Конкурс “АРХИКАДР-III. Петербургский дом” показал, что в основе актуального “чувства города” лежат даже не хрестоматийные ансамбли эпохи барокко и классицизма, а творения романтических по своему духу эклектики и раннего модерна. Традиционно самым популярным символом города остается Исаакиевский собор Огюста Монферрана. Притом участники настойчиво включали работы ленинградских зодчих в свои выборки, современный же Петербург однозначно воплотился для них в небоскребе на Лахте. С моей точки зрения, это интересный результат, который многое говорит именно о нашей эпохе, о том, как петербуржцы XXI столетия прочитывают собственную идентичность: не напрямую, а в основном опосредованно, через объекты, которые не составляют Петербург per se, но сами невероятно “хотят быть Петербургом”».
«Художественное высказывание на популярную для города на Неве тему сопряжено с высокой самокритикой участников — фотографов, рискнувших поучаствовать в этом эксперименте, — и более строгой оценкой полученных работ со стороны экспертов и общественности. Проект “АРХИКАДР-III” отражает широкий исследовательский фокус, личные размышления участников и поиск истинного отражения Петербурга в зеркале современности».
Выставка будет работать до 31 января 2026 года
Первым мероприятием проекта «АРХИКАДР» стал воркшоп «АРХИКАДР-I. Шедевры Красногвардейского». Семинар прошел в конце 2023 года под руководством менторов Ольги Алексеенко и Ксении Никольской и был приурочен к 50-летию одного из крупнейших районов Петербурга (подробнее см.: gallerytochka.ru/arch-i). В августе 2024-го темой фотоконкурса «АРХИКАДР-II. Казань postindustrial» стали памятники индустриального зодчества столицы Татарстана (подробнее см.: gallerytochka.ru/arch-ii).
Учрежденная в 2020 году галерея «Точка» является единственной в своем роде институцией, посвященной жанру архитектурной фотографии. Создатели «Точки» – Библиотека и арт-резиденция ШКАФ, где и расположена галерея, и издательский дом «Балтикум», который в течение 15 лет выпускал региональный архитектурный журнал «Проект Балтия». Руководитель ШКАФ – Анастасия Гусева. Куратор «Точки» – искусствовед и архитектурный критик Владимир Фролов, директор издательского дома «Балтикум».
Сайт: gallerytochka.ru
Координатор:
Анастасия Мартынова, искусствовед.
Тел.: +7-905-283-23-33
Санкт-Петербург
Улица Маршала Тухачевского, 31Б (Библиотека и арт-резиденция ШКАФ)
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.